Иконы из соборов Свияжска в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана

Источник: http://www.kcn.ru/tat_ru/history/sviyazhsk/icons/heads.htm

Государственный музей изобразительных искусств Татарстана хранит в своих запасниках уникальные комплексы древнерусской живописи из соборов Свияжска. Достоинство фонда икон — в ансамблевом его характере, в разнообразии представленных стилей и направлений. Слияние местных русских традиций и древнего церковного предания дает богатый материал для изучения древнерусского искусства позднего средневековья. Особый интерес представляют целиком дошедшие до наших дней иконостасы ХVI века из Успенского и Троицкого соборов.

Период с начала по вторую треть ХVI века в собрании музея представлен настоящими шедеврами древнего искусства. Наиболее значительным памятником этого периода является Богоматерь Одигитрия Смоленская (начало ХVI века), икона оригинального извода. Особенность иконографии — в нарушении канонической симметрии рисунка лика Одигитрии, в изображении фигуры Сергия Радонежского предстоящим на правом фоне иконы. Этот раритет открывает иконное собрание музея по иконографии Богоматери. Следующим по времени и столь же высоким по художественному уровню образом является изображение Богоматери в типе Знамение (середина ХVI века). Редкость композиции, изысканность стиля в сочетании характеристик Оранты и Панагии определяют художественную ценность этого уникального памятника.

Два варианта изображения Богоматери Тихвинской представляют особенности иконописания этого образа в ХVIII веке. Первой четвертью ХVII века датируются клейма с изображением предстоящих Казанских и Свияжских Чудотворцев (средник утрачен). Одним из ранних памятников на тему Богоматери «Всех скорбящих радости…» является икона начала ХVIII века. Фольклорный пласт древнерусской живописи в собрании музея представляют иконы «Коронование Богоматери» и «Поклонение волхвов» (ХVIII век). Богоматерь Казанская с клеймами (средник утрачен, конец ХVI в.) и Богоматерь Феодоровской (ХVII в.) воплощают лучшие древнерусские традиции.

Высокохудожественными иконами из Троицкой церкви представлен период с середины по вторую треть ХVI века. К тябловому иконостасу Троицкой церкви восходят Навратная сень с изображением Евхаристии, комплекс зеленофонных икон (9 деисусных, 13 праздников, 15 икон из пророческого чина), «Ветхозаветная Троица» древнего извода, 13 икон из праотеческого ряда. В Троицкой церкви хранилась также икона редкого извода конца XVI века «Новозаветная Троица». Древний тябловый иконостас Успенского собора представляют 12 праздников, 7 икон из пророческого чина, 13 деисусных икон, 5 шедевров из местного ряда: «Успение» , «О тебе радуется…», «Священномученик Антипа», «Никола Зарайский», «Макарий Унженский в житии».

В Троицкой и Сергиевской церквях Свияжска хранились иконы из разрушенных храмов города.

Особый интерес для изучения свияжской коллекции представляют иконы: «Спас Нерукотворный» (ХVII в.), «Проскинитарий» (1842 г.) с текстами на греческом языке. Фонд cвияжских икон содержит 177 единиц хранения — уникальный и малоизученный материал по истории культуры ХVI — нач. ХХ веков.

Введение во храм

Введение во храм. Свияжск

II треть ХVI в.; 76×55×3,5; дерево, яичная темпера.
Происхождение: из праздничного ряда иконостаса Успенского собора.
Реставрировалась в 1974—1978 гг. Барановым Е.М. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1978 г.
Экспонировалась на выставках:
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.

Спас Нерукотворный

Спас нерукотворный. Свияжск

ХVII в.; 95×77×2,5; дерево, яичная темпера.
Происхождение неизвестно; хранилась в ризнице Сергиевской церкви.
Реставрировалась в 1991—1992 гг. Романовой Н.Л. в частном предприятии «Реставратор» (г. Казань).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1992 году.
Экспонировалась на выставках:
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995;
«К 100-летнему юбилею картинной галереи Государственного музея изобразительных искусств РТ», Казань, 1995 год.

Сошествие во ад

Сошествие во ад. Свияжск

II треть ХVI в.; 76×56×3; дерево, яичная темпера.
Происхождение: из праздничного ряда иконостаса Успенского собора.
Реставрировалась в 1974—1978 гг. Барановым Е.М. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1978 г.
Экспонировалась на выставках:
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.

Вход в Иерусалим

Вход в Иерусалим. Свияжск

Середина ХVI в.; 47×47×2,5; дерево, яичная темпера.
Происхождение: из праздничного ряда иконостаса Троицкой церкви.
Реставрировалась в 1982—1985 гг. Ярославцевым И.П. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1985 г.
Экспонировалась на выставках:
«Реставрация музейных ценностей в СССР». Москва, 1985;
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.

Богоматерь «Всех скорбящих радости…»

Богоматерь всех скорбящих радости. Свияжск

Начало ХVIII в.; 88×68×2; дерево, яичная темпера.
Происхождение неизвестно; хранилась в Троицкой церкви.
Реставрировалась в 1982—1985 гг. Ярославцевым И.П. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1985 г.
Экспонировалась на выставках:
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Русская икона нового времени (ХVIII-ХIХ вв.)». Свияжск, 1991;
«Музей открывает запасники». Казань, 1992;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.

Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная. Свияжск

Середина ХVI в.; 47×47×2,5; дерево, яичная темпера.
Происхождение: из праздничного ряда иконостаса Троицкой церкви.
Реставрировалась в 1982—1985 гг. Ярославцевым И.П. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1985 г.
Экспонировалась на выставках:
«Реставрация музейных ценностей в СССР». Москва, 1985;
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.

Богоматерь Тихвинская

Богоматерь Тихвинская. Свияжск

ХVIII в.; 88×69×3; дерево, яичная темпера.
Происхождение неизвестно; хранилась в ризнице Сергиевской церкви.
Реставрировалась в 1986—1987 гг. Ярославцевым И.П. в Специальной научной реставрационной производственной мастерской об’единения «Росреставрация» (г. Москва).
Поступила в фонды Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1988 г.
Экспонировалась на выставках:
«Древнерусское искусство ХVI-ХVIII вв. Реставрация. Новые поступления». Казань, 1989;
«Музей открывает запасники». Казань, 1992;
«Русская икона нового времени (ХVIII-ХIХ вв.)». Набережные Челны, 1992;
«Искусство из Казани. Иконы ХVI-ХVIII вв." Голландия, Зутфен, 1995.