Собор Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря

Фрески XVI века Свияжсого собора Успения Пресвятой Богородины

В Успенском соборе сохранились 1080 м2 древних фресок, которые своей широтой и многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения неповторимы среди немногочисленных аналогов православной фресковой живописи XVI века. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). По технике исполнения и колориту красок они существенно отличаются от новгородской, псковской, владимиро-суздальской и московской фресковой живописи.

«Стенопись Успенского собора в Свияжске — уникальный памятник древнерусской живописи второй половины XVI века, единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного. Роспись датируется ориентировочно 1561 годом. Автор фресок неизвестен. Одна из гипотез — предположение о работе в соборе художников-монументалистов, присланных митрополитом Макарием, либо рекомендованных царицей Анастасией. Но из-за плохой сохранности памятников XVI века сложно найти убедительные аналогии фрескам Успенского собора, что ставит это оригинальное творение в ряд раритетов древнерусского искусства." — так предваряет свою научную работу «Стенопись Успенского собора» старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств РТ Вера Немтинова.

В целом, фрески Успенско-Богородицкого монастыря стоят в одном ряду с фресками Дионисия в Ферапонтово. Уникально то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.

Наиболее знаменитые композиции:
  • «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе;
  • «Успение Божией Матери» в алтаре;
  • «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода;
  • «Шествие праведных в рай»;
  • единственное прижизненное изображение царя Ивана Грозного с боярами и воеводами, участвовавшими в «Казанском походе» в алтарной части;
  • алтарное изображение митрополита Московского Макария;
  • изображение Святого Христофора (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии, изображён с песьей головой).

Фреска Иван Грозный с боярами, Свияжск

Фреска «Иван Грозный с боярами» (конец XVI века) в росписи Собора Успения Божией Матери (1561 год), расположенного на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.
Автор: Максим Богодвид


Фреска с неканоническим изображением св. Христофора с лошадиной головой

Святой Христофор, Свияжск

По легенде, Святой Христофор обладал невероятной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил бога сделать его безобразным, и поэтому Святой Христофор всегда изображается с головой животного. Церковь посчитала эту легенду сомнительной, и запретило изображать это предание.
В Свияжске в соборе, построенном как раз в 1551 году, сохранились уникальные свидетельства религиозных воззрений тех лет: во-первых, единственное полное фресковое византийское оформление церкви, с четырёхконечными равносторонними крестами (никаких шести- или восьмиконечных), с единственной сохранившейся в нашей стране, не замалёванной фреской Св. Христофора со звериной головой, опёршегося на меч, и с единственным же прижизненным портретом самого 28-летнего царя Иоанна.
Об изображении Св. Христофора ныне спорят. Неужели это христианская фреска? Да, вполне. Мученика Христофора обычно представляли с пёсьей головой, а в
Свияжске он-то ли с пёсьей, то ли с лошадиной. Сейчас таких изображений практически нигде не осталось; позднейшая церковь боролась с ними, как могла. Вот и о свияжских фресках бывший Тобольский архиепископ Евлампий Пятницкий в 1859 году писал в Священный Синод, что надо бы их переписать, ибо «порядок расписания не имеет богословской мысли и не каноничен». Но эта фреска цела, напоминая, что мы далеко не всё знаем об истории российских верований.

Калюжный Дмитрий В., Кеслер Я. А.
«Другая история Московского царства» Стр. 210


Больше узнать об иконографии и почитании Святого мученика Христофора можно по ссылкам: