О почитании Казанской иконы Богородицы в Свияжске
Н. Н. Чугреева
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Работа опубликована на сайте kds.eparhia.ru.
Явленный в Казани в 1579 г. чудотворный образ Богородицы стал широко почитаться в Поволжье уже в конце XVI в. В 1588 г. прославилась Казанская икона в городке Романове (
Романове-Борисоглебске) на Волге. По сказанию конца XVII в., она была привезена в Романов из Казани (где приобретена в иконной лавке). Во время Смутного времени ее принесли в Ярославль, здесь в 1610 г. был основан Казанский монастырь[1].
Романово-Ярославская икона представляла собой ранний список
1580-х годов с явленного образа Появившийся во время Смуты под Москвой в 1611 г. список с Казанской явленной иконы также происходил из Казани, он был принесен с казанским ополчением. В 1612 г. с этой иконой Москва была освобождена от поляков[2]. Многочисленные списки с явленной иконы широко разошлись по всей России, создаваясь в различных художественных центрах (илл. 14 — здесь и далее «Фотогалерея III»)[3].
Образ Богоматери Казанской сразу получил миссионерское значение, его явлением утвердилась православная вера в новообращенной Казанской стране. Для Свияжска, ставшего «крещенской купелью» правобережья Волги, Казанская икона должна была быть особенно важна. Можно предположить, что в свияжском Успенском монастыре Казанские образы Богородицы появляются уже вскоре после 1579 г. и распространяются при «самовидце» обретения образа в Казани и ревностном его почитателе митрополите Казанском Ермогене, будущем Патриархе Московском и всея Руси.
В самой ранней описи Свияжского Успенского монастыря 1614 г. среди небольших складней, располагавшихся к северу от двери в жертвенник Успенского собора, упоминается «новоявленная» икона Богоматери в серебряном позолоченном окладе, в киоте с живописными изображениями Архангелов Михаила и Гавриила на створах и пеленой: «Образ Пречистые Богородицы новоявленные в киоте обложен серебром, золочен. У него три цаты, две басмяны, а третья на гладе, золочены, а в ней в трех
мес-тех камешки червцы, бирюзка, а в середках хрусталь, а на затворех Михаил Архангел и Гавриил на краске. Пелена бархат черн, опушка камка зелена, на пелене крест шит серебром»[4].
«Новоявленной» называлась обретенная не так давно в Казани икона Богородицы, позднее получившая название Казанской. Казанский храм в городке Романове на Волге, по сказанию о
Романово-Ярославской иконе, Сама Богородица велела поставить «во имя Мое новоявленныя иконы Пречистыя Богородицы Казанския»[5]. Так же называли Казанский собор на Красной площади в Москве. Это именование собора было выбито на главном колоколе, вложенном в 1637 г. семьей царя Михаила Феодоровича[6]. На пятнадцатипудовом колоколе, вылитом по повелению царя Михаила Феодоровича, видимо, в том же 1637 г., находившемся в Казанском соборе на Красной площади, надпись гласила: «слит сей колокол к Церкви
Новоявлен-наго образа Пречистые Богородицы Казанския, лета 714[5?] году»[7] (буквенное обозначение последней цифры года в описи не читается). Шестипудовый колокол 7167 (1659) года, вложенный в московский собор в царствование Алексея Михайловича, имел аналогичную надпись: «слит сей колокол к Церкви Новоявленнаго образа Пречистые Богородице Казанской»[8].
В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем было установлено общерусское почитание Казанского образа. В XVII столетии Казанская икона становится знаменем Православия на обширной территории Российского государства.
В Свияжске — одном из важнейших центров миссионерской деятельности — в
XVII–XVIII веках почитание Казанской иконы упрочилось. Известно, что в местном ряду иконостаса специальной крещальни для инородцев, располагавшейся при Ильинской больничной церкви Успенского монастыря, стояла Казанская икона Богоматери с предстоящими святителями Николаем и Германом Казанским[9]. Просветительское значение Казанского образа подчеркивалось молением перед ним одного из самых почитаемых на Руси святых — святителя Николая Чудотворца и основателя свияжского Успенского монастыря — архиепископа Германа.
По описи 1763 г. в местном ряду Никольского храма Успенского монастыря существовала икона Казанской Божией Матери «с чудесами»[10] , то есть с клеймами чудес, обычно избираемыми из Повести о явлении и чудесах Казанского образа, написанного в конце XVI в. митрополитом Казанским Ермогеном. В каменной Христорождественской церкви 1701 г.
Иоанно-Предтеченского свияжского монастыря (называвшегося также Рождественским,
Рождество-Предтеченским), до 1795 г. располагавшемся близ соборного храма Рождества Богородицы, существовала Казанская икона[11]. В приходской Никольской церкви Свияжска 1734 г. имелся придел в честь иконы Богородицы Казанской [12].
С Казанским образом — самой важной святыней Казанской земли — изображались особо почитавшиеся в Свияжске казанские святители Гурий, Герман и Варсонофий (жившие ранее явления иконы). Эта традиция сформировалась уже в XVII в. Святители Гурий и Варсонофий часто писались на полях икон Богородицы Казанской (Вологодский
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник) (илл. 15). Они же предстоят в молении Казанскому образу на шитой пелене конца
1650-х —
1660-х гг., происходящей из нижегородского
Спасо-Преображенского собора (Нижегородский
историко-архитектурный музей-заповедник)[13]. В XIX — начале XX вв. на иконах трех казанских святителей вверху часто помещали Казанский образ[14]. Известны отдельные изображения святителя Германа с Казанской иконой[15].
Древний несохранившийся «новоявленный» образ Богородицы Казанской, находившийся в Успенском соборе свияжского Успенского монастыря, ныне может быть воссоздан по аналогии с существующими. Казанская икона была небольшой, в размер пядницы. Иконография ее восходила к ранним спискам с " явленного в Казани образа. Серебряный, видимо, басменный, позолоченный оклад с цатами украшали гранаты, бирюза, хрусталь.
Икона в окладе стояла в киоте с живописными изображениями Архангелов Михаила и Гавриила на створах. Казанские иконы часто помещались в киоты со створами, на которых могли изображаться Архангелы, избранные святые, а также двунадесятые праздники (Ярославский
историко-архитектурный музей-заповедник) (илл. 16). Шитые пелены к Казанским иконам часто имели изображение Казанского образа, как, например, древнейшая пелена конца XVI в., находившаяся в Казанском девичьем монастыре, видимо, у явленной в 1579 г. святыни (Национальный музей Республики Татарстан)[16] . К свияжской Казанской иконе была приложена пелена из черного бархата с зеленой опушкой из камки и шитым серебряными нитями Крестом.
Примечания1 Сказание о
Романово-Ярославской Казанской иконе Богоматери. Конец XVII в. РГБ (Российская государственная библиотека). Ф. 310. N 398. Л. 86–96 об.
2 Чугреева Н.Н. «Державная Заступница». Чудотворные иконы Богородицы Казанской в Смутное время. Ярославская и Московская // Светильникъ. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2003. N 1(2). С. 3–36 с ил.
3 Святые образы. Русские иконы XV — XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И. Тарноградский. М., 2006. N 19. С. 43. Ил» на с 42.
4 Опись Свияжскаго Богородицкаго мужескаго монастыря 1614 года Казань, 1892. С. 9.
5 Сказание о
Романово-Ярославской иконе… Л. 87 об.-88.
6 Максимович
A. M. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Ч. 2. С. 7.
7 Опись церковнаго и ризничнаго имущества Московскаго Казанскаго, что близ Воскресенских ворот, Собора.
1850-е гг. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2782. Л. 80 об.
8 Там же.
9 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский
Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске, Казанской губернии. Казань, 1906 (на титульном листе отдельного оттиска дата — 1907). С. 42. 40 Там же. С. 40.
11 Яблоков А., прот. Город Свияжск, Казанской губернии, и его святыни.
Историко-археологический очерк, читанный в заседании членов церковнаго
историко-археологическаго общества Казанской епархии. Казань, 1907. С. 33.
12 Там же. С. 27.
13 Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. Кат. N 108. С. 162–163 с ил.
14 Энциклопедия православной святости в двух томах / Авт.-сост. АИ.Рогов,
А. Г. Парменов. М, 1997. Т. 1. Ил. на с. 294; Чугреева
Н. Н. Герман (
Садырев-Полев), свт., архиеп. Казанский. Иконография // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. Ил. на с. 213; Липаков
Е. В. Архипастыри Казанские. 1555 — 2007. Казань, 2007. Ил. на обложке.
15 Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский. (К
400-летию преставления) // Журнал Московской Патриархии. 1967. N 12. Ил. на с. 54.
16 Завьялова М.К., Каргалова
Т. А. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI -XVII веков в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан // Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 76, 78. Ил. 4 (Материалы и исследования / Гос. ист.-культур.
музей-заповедник «Моск. Кремль»; 10). Текст тропаря на пелене в статье воспроизведен неточно. См. также: Чугреева Н.Н. О явленной в 1579 году иконе Богородицы Казанской // VIII Рождественские образовательные чтения. Церковные древности. Сб. докладов конференции (27 января 2000 г.). М., 2001. С.
Z17-218. Ил. 2.