Научные статьи, исследования и монографии о Свияжске
Редкие изображения святых воинов в системе росписи Успенского собора Свияжского монастыря
Е. М. Саенкова
кандидат искусствоведения, Государственная Третьяковская галереяВ Успенском соборе Свияжского монастыря необычен состав святых, изображенных на столпах. Наряду с образами широко почитаемых на Руси святых, таких как великомученики Георгий, Феодор Стратилат, Мина, Димитрий, Феодор Тирон, присутствуют малораспространенные в кон. XVI в. изображения воинов — св. Евстафия Плакиды с сыновьями и Христофора, а также уникальные — свв. Феофила Нового и Николая Нового. Причем, именно они акцентированы среди других воинов, расположенные в нижней зоне росписи, они легко доступны для созерцания молящихся. Кратко рассмотрим традицию изображения свв. Евстафия Плакиды, Христофора, Феофила Нового и Николая Нового в византийском и древнерусском искусстве.
Св. Евстафий (поел, треть I в.-118 г.) принадлежит к особо прославленным святым воинам византийского мира. О его житии и иконографии существует обширная литература[1] . До крещения его звали Плакида, он служил в римской армии в чине стратилата. Однажды на охоте он преследовал оленя, между рогов которого увидел крест. Услышав глас: «Зачем ты гонишь меня?», Плакида понял, что перед ним Христос. Он крестился вместе со всей семьей, приняв имя Евстафий («твердостоящий»). Затем семью постигли многочисленные беды, и все оказались разбросанными по свету на многие годы. Воссоединившись через несколько лет, когда чудесным образом сыновья пришли служить под начало своего отца в римскую армию, семья Евстафия претерпела мучения при императоре Адриане, отказавшись принести жертву языческим богам.
Уже к
Житие св. Евстафия бытовало в культуре Киевской Руси. К нему обращались русские агиографы, сравнивая деяния русских святых с подвигом великомученика. Образы св. Евстафия в древнерусском искусстве известны уже в XI в. — как мученик, облаченный в хитон и плащ, с крестом в руке, он изображен на фреске в Св. Софии Киевской, а на шиферном рельефе, происходящем из Димитриевского монастыря, сохранился сюжет обращения святого в христианство. Его изображение есть на арке дьяконника в церкви св. Георгия в Старой Ладоге поел, четв. XII в.[3], и на окладах двух новгородских икон — «Богоматерь Одигитрия» и «Апостолы Петр и Павел»[4] XII в. Образ св. Евстафия был помещен среди святых воинов на южных вратах Суздальского собора
Мученик Христофор (
Согласно византийским минологиям
Изображения Христофора известны в византийском искусстве с
Под влиянием легендарных сказаний о зооморфном облике Христофора в византийском искусстве складывается его иконография, представляющая святого с песьей головой[10]. Особенно широко эта иконография распространяется в поствизантийский период. Одновременно в поствизантийской живописи продолжал существовать традиционный вариант византийской иконографии, представляющий Христофора как юного мученика.
В византийском искусстве были также известны изображения Христофора с Христом на плечах, ассоциирующиеся с переводом имени святого как «несущего Христа». Наиболее ранний пример встречается во фресках Архангелов в Лесново, 1349 г.[11]. Этот образ был особенно популярен в поствизантийской монументальной живописи, например, в монастыре св. Николая Анапавса Метеорах, 1527 г., мастер Феофан Критский; в афонских монастырях: в кафоликоне Лавры св. Афанасия, 1535 г.; Дохиар, 1568 г.; в трапезной монастыря Есфигмен, XVI в.
На Руси святой Христофор известен с раннего времени. Его имя упоминается в славянских месяцесловах
Почитание Христофора на Руси значительно возрастает в XVI в., о чем свидетельствует строительство храмов в его честь и большое число сохранившихся икон. Вероятно, святой особенно прославлялся как защитник от заразных болезней и эпидемий. Во время мора 1533 года в Великом Новгороде и в 1572 г. в Москве были построены церкви во имя святого Христофора[13]. Несмотря на богатство иконографических изводов, на Руси становится популярным образ Христофора с песьей головой. Так он изображен на фреске Успенского собора в Свияжске, Архангельского собора Московского Кремля; на минейной иконе 1597 г. на май (ГИМ), где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен рядом со святителем Николаем и др. Очевидно, еще с византийской традицией изображения Христофора у алтаря связано появление его образа на дверях иконостасов русских храмов — как на двери жертвенника из церкви Троицы в селе Кривое, второй половины XVI в. (ГТГ); двери жертвенника втор. пол. XVII в. из Череповецкого музея[14]. Образ святого в воинских доспехах и песьей головой воспринимался как образ надежного защитника от злых сил. Звероподобный облик Христофора воспринимался неоднозначно. В
Мученик Феофил Новый он жил в VIII в., поэтому его называют Феофилом Новым. Феофил родился и воспитывался в Константинополе при императоре Константине Порфирородном и его матери св. Ирине (780–797). Впоследствии он достиг звания сенатора. Во время нашествия арабов Феофил был назначен главнокомандующим греческих войск и не раз наносил поражения арабам. Однажды его флот был окружен многочисленными неприятельскими кораблями. Два подвластных ему военачальника, завидовавшие его славе, бежали посреди битвы, и св. Феофил был взят в плен. В течение четырех лет святой находился в заключении. Арабы склоняли его к отречению от Христа, но он остался верен православию. В 784 г. ему отрубили голову.
Изображений св. Феофила Нового известно очень мало. Одно из ранних сохранилось на миниатюре в Минологии Василия II нач. Х1 в. (Vat. gr. 1613, fol. 18). Также известна греческая икона XVI в. «Христос великий Архиерей со святыми на полях», где дано поясное изображение св. Феофила. Феофил Новый, как и многие святые воины, изображался в традиционном хитоне и плаще.
На Руси почитание св. Феофила Нового не получило широкого распространения. О нем не упоминают русские месяцесловы
Святой преподобномученик Николай Новый (из Вунени) жил во второй половине VII — первой половине VIII в.[16]. Достигнув юношеского возраста, Николай поступил в армию, где быстро достиг высокого звания дука благодаря выдающимся личным качествам. Он был назначен императором правителем одной из греческих провинций. В это время в Константинополе царствовал
Мощи Николая были обретены спустя много лет правителем одной из восточных областей, страдавшим от тяжелой болезни. Св. Николай явился ему во сне и сказал: если он хочет исцелиться, то должен найти его мощи. Прибыв в Фессалию, правитель обрел нетленные останки мученика, и тот час же исцелился. На месте обретения он построил церковь, где и был положен гроб святого. Глава Николая Нового находится в монастыре святителя Николая Мирликийского на острове Андрос. По сохранившимся в этом монастыре сведениям, главу Николая Нового монахи неоднократно привозили в Константинополь, где располагалось подворье их обители[17].
Изображения Николая Нового в византийское время известны в основном на рельефах и предметах мелкой пластики. В иконописи он часто помещается в ряду избранных святых на полях. На створке диптиха
В храмовой декорации его образы широко распространяются в поствизантийский период. Николай Новый изображен в монастыре св. Николая Анапавса в Метеорах, 1527 г.; в соборе монастыря Варлаама в Метеорах, 1548 г.; в монастыре Филантропинон в Янине, 1542 г.; в храме в Метсово, XVII в. как прекрасный юноша с русыми немного волнистыми волосами, без бороды. Традиционно он облачен в мученические одежды — хитон и плащ, в руке держит крест. В Древней Руси ничего не известно о почитании св. Николая Нового. Служба ему отсутствует даже в современной традиции. По этой причине в искусстве не встречаются его изображения.
Образ св. Николая Нового в иконографической программе Успенского собора Свияжского монастыря уникален, фигура мученика помещена на северной грани южного столба. Он изображен как юноша со слегка растрепанными волосами. На нем надета поверх рубахи кольчуга и перевязь, сверху коричневый плащ. В поднятой правой руке он держит крест, а в опущенной левой — меч. Его облик, вероятно, ориентирован на поствизантийские образцы.
Следует отметить, что звероподобное изображение св. Христофора в Свияжске опиралось на уже существующую традицию, воспроизводя хоть и редко, но все же встречающийся в русской живописи XVI в. образ святого с песьей головой. Св. Евстафий Плакида вместе с детьми в древнерусском искусстве впервые появляются во фресках Свияжска. Причем его сыновья изображены не как юные воины, что часто встречалось в византийском искусстве, а как отроки с крестами в руках. Святые Феофил Новый и Николай Новый изображены в древнерусской живописи, очевидно, впервые.
В связи со столь необычным составом святых возникает несколько вопросов.
Как было видно из краткого обзора иконографии святых Феофила и Николая, их особо почитали на Севере Греции. Известно, что уже со второй половины XVI в. из монастырей этой части Греции в Россию часто прибывали посольства, как правило, с целью сбора пожертвований. Представители этих посольств привозили дары, и среди них частицы мощей разных святых и иконы. Состав посольских даров после Смутного времени исследован
Возможно, что появление в росписи Успенского собора святых Феофила и Николая были следствием
О контактах Казанской епархии с греческим духовенством еще в эпоху Ивана Грозного известно из нескольких грамот. Так, в 1564 г. через Казань и Астрахань проезжали евгрипский митрополит Иоасаф и афонский старец Феофан[20]. Возможно, что от приезжих греков стало известно о святых Николае Новом и о Феофиле. Любопытно, что из Свияжского монастыря на Рязанскую архиепископию был возведен инок Иосиф, в поставлении которого участвовал грек Арсений Элассонский.
Иконографическая программа святых воинов в росписи Успенского собора многопланова по своему замыслу. Наряду с образами великомучеников Георгия, Димитрия, свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата — покровителей воинства, присутствующие изображения малоизвестных святых помогают раскрыть грани мученического подвига и показывают путь ко Христу для новообращенных. Вероятно, неслучайно был выбран звероподобный лик Христофора, сразу привлекающий к себе внимание. Этот «иносказательный» вариант иконографии можно воспринимать как некий образ иноверного народа, долгое время противостоявшего и боровшегося с христианством по своему жестокосердию, но не лишенного, как
Таким образом, необычный подбор святых воинов и предпочтение определенных иконографических вариантов может восходить к широкому просветительскому характеру программы росписи храма, а также свидетельствовать о контактах с Православным Востоком, особо чтившим этих святых.
Примечания
1 Walter С. The Warrior Saints in Byzatine Art and Tradition. London, 2003. P.163–169.
2 Саенкова ЕМ., Герасименко
3 Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.
4
5 Мощи св. Евстафия были вложены в воздвизальный крест, выполненный в Соловецком монастыре старцами И.Шаховым и Д.Жданьским в 1561/1562; в
6 Саенкова Е.М., Герасименко
7 Максимов
8
9 Например, в храмеИоанна Мутулас на Кипре, 1280 г. См.: Stylianou A. and С. The Painted Churches of Cyprus. London, 1985. P. 320.
10 Библиография см.: Bock M. Christophoros kynokephalos. Die Darstellungen des hundskopfigen Christophoros — auf Ikonen des
11 ДжуричВ. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 1998. С. 192.
12 Лосева
13 Антонова В.И., Мнева
14 Череповецкое музейное объединение. Золотая карта России. М., 2003. Кат. 29.
15 В настоящее время оно не встречается среди русских рукописей
16 Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II. М., 1993, (репринт). С. 137.
17 Дорофей (Фемелис), архимандрит. Николай Новый, в Вуненах подвизавшийся. М., 2006.
18 Чеснокова
19 Опись Свияжского Успенского Богородицкого монастыря в 1614 г. Казань, 1892.
20 Россия и греческий мир в XVI веке. М, 2004. С.281–286.