Научные статьи, исследования и монографии о Свияжске
Н. Чугреева; В. Акимова «Резной иконостас XVIII века Успенского собора Свято-Успенского монастыря»
Резной иконостас XVIII века Успенского собора Свято-Успенского монастыря
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Работа опубликована на сайте kds.eparhia.ru.
Свияжский Успенский монастырь, основанный в 1555 г. миссионером казанской земли святителем Германом (
Остров Свияжск известен также и другими монастырскими и посадскими церквами. Сохранились деревянная Троицкая церковь
Несмотря на все потери, исказившие облик уникального города (кроме утраченных храмов, изменился его общий вид — возвышающийся на крутых высоких берегах полуостров приблизительно на две трети был затоплен и превращен в остров в 1957 г. при создании Куйбышевского водохранилища),
В XVIII столетии Успенский Свияжский монастырь становится центром миссионерской деятельности. В 1734 г. здесь возникает Комиссия новокрещенских дел и открывается Новокрещенская Контора, во главе которых стояли архимандриты монастыря.
Для крещения инородцев в монастыре существовала специальная крещальня при больничной церкви пророка Илии. В сферу просветительской деятельности Новокрещенской Конторы входили огромные территории Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний. При одном из самых видных архимандритов Успенского монастыря Димитрии (Сеченове) (1738–1742) только, за 1741 и 1742 гг. в разных селениях было крещено 17362 человека[1] (будучи уже архиепископом Новгородским, Димитрий (Сеченов) в 1762 г. совершил обряд коронования в Москве императрицы Екатерины II, после чего возведен в сан митрополита).
Огромный успех миссия имела и при следующем архимандрите Успенского монастыря Сильвестре (Гловацком) (1742–1749). С 1743 по 1747 гг. было просвещено святым крещением 217258 человек[2] (архимандрит Сильвестр был возведен из настоятеля
Во второй половине XVIII в. архимандритом монастыря был Платон (Любарский) (1785–1787 или 1789), впоследствии епископ Тамбовский, затем Астраханский, архиепископ Екатеринославский, известный духовный писатель и историк, составитель Сборника древностей Казанской епархии (1782 г.). По штатам 1764 г.
В первой половине XVIII в. Успенский собор Свияжского монастыря подвергся архитектурным переделкам в силе барокко. Барабан центральной главы получил надстройку граненой формы, древняя шлемовидная форма главы заменена высокой с дополнительной венчающей главкой, над кровлей храма возведены двенадцать вертикальных узорчатых кокошников, соотносящихся с первоначальными формами лопастных завершений фасадов. Именно этот «повышенный» барочный силуэт Успенского собора отразился в выразительных гравюрах — видах Свияжска
В 1843 г. верхний ярус иконостаса был дополнен досками ступенчатой формы с росписью в виде стеблей с бутонами и цветками, внизу под росписью имелась дата: «1843»[5] (илл. 5). Эта часть явилась основанием в форме «Голгофы» для венчающего иконостас Креста с живописным изображение Распятия Христова (илл. 6, 7). Ныне доски по бокам Распятия имеют другую форму и закрашены — возможно, части с росписью 1843 г. заменены.
Следует отметить важное художественное значение резного иконостаса в интерьере храма[6]. Его иная стилистика по сравнению с росписями XVI в. и иконами того же столетия не должна служить причиной замены его на новый тябловый иконостас. Отсутствие в храме (на достаточно неопределенное время) подлинных икон XVI в. и необходимость написания новых в древнерусском стиле даст неизбежное ощущение привнесения новой иконописной культуры XXI в., которая может оказаться не совсем органичной в системе сохранившихся уникальных росписей XVI столетия. Поэтому следует со всей осторожностью отнестись к тому, что является пусть более поздним, но подлинным. Существующий иконостас связан с архитектурными барочными формами храма, а для его архитектурной реконструкции требуется восстановление первоначального трехлопастного покрытия, уничтожения вертикальных кокошников, поздних пристроек
Привести же ко взвешенному цветовому решению интерьер храма при существующем резном иконостасе — можно, учитывая характер общего колорита фресок, новых икон и соответствующего «звучания» золота иконостаса. Сейчас оно «кричащее»
Свияжск — это драгоценность, которой ныне все дорожат. Важная задача — сохранить то, что осталось, восстановить попранное и приумножить духовное и художественное наследие удивительного
В июне 1975 г. коллектив реставраторов Специальной
Сначала под толстым слоем плесени, как под снежным покровом, трудно было оценить по достоинству высококлассную резьбу. Плесень расцветала четырех видов: белая, желтая, зеленая и черная. Состояние иконостаса было удручающее: в его конструкции удобно разместились птичьи гнезда, планки накладной резьбы висели на одном гвозде, колонки покосились, некоторые упали, кругом лежало множество отвалившихся деталей резьбы. Все это великолепие было покрыто пылью, копотью и паутиной. При ближайшем рассмотрении оказалось, что хрупкий левкас на резьбе сильно отстает от деревянной основы, растрескался, во многих местах осыпался, а золото потерто и «пылит».
Эта тяжелая картина, однако, не испугала молодых и не очень молодых реставраторов. Первых поддерживал энтузиазм, последних — опыт. Спасение памятника началось с освобождения его от чужеродных элементов: плесени, гнезд и помета. Для борьбы с плесенью вооружились «химией», против остальных «врагов» сначала годились совки, скребки и носилки. Конструкции иконостаса после освобождения от завалов надо было довести до «чистой доски», а когда добрались до резьбы, пошли в ход мягкие беличьи флейцы и кисти, которыми осторожно сметали в подставленные под них коробочки пыль и грязь. Наполненные пылью коробочки осторожно вытряхивали в стоящие на лесах большие коробки; со всех ярусов их набралось не один десяток. Затем можно было приступать к укреплению. Материалы для реставрации резных позолоченных иконостасов были разработаны сотрудниками Всесоюзного
Укрепление шло сантиметр за сантиметром. И так изо дня в день, из года в год, много летних сезонов подряд продолжалось это дело. Иконостас постепенно преображался. Правда, борьба с плесенью продолжалась. Каждый наш приезд начинался с ее удаления. Споры плесени, живущие в храме, поразили и уникальные фрески XVI в., а также деревянные конструкции киотов и стены в трапезной. Много повредила храму в свое время неквалифицированная архитектурная реставрация, после которой по всему храму пошла плесень и высолы на фресках, так как была нарушена система воздухообмена.
Удручало отсутствие многих деталей резьбы. Делу помог наш замечательный
Технология золочения свияжского иконостаса очень разнообразна. Цвет золота зависит не только от пробы, но и от способа его нанесения. Тончайшие листки золота, наложенные на полимент
После передачи монастыря Русской Православной Церкви первоначальное золото иконостаса, к сожалению, было грубо поновлено (видимо, типографским «золотом»), сделанные дополнения резьбы не совсем соответствуют стилю подлинной. Северные и южные двери с одновременными резьбе XVIII в. тонкими живописными изображениями Архангелов Михаила и Гавриила, отреставрированные нашей бригадой (существование этих врат отмечено в описании Успенского собора протоиерея АЛблокова) (илл. 21–24 на с.60, 61), заменены новыми, с неудачно написанными Архидиаконами. Неясно, зачем живопись, связанную с существующим иконостасом, надо было менять на новодел конца XX в.
Многие годы (с
Резной высокий иконостас был изготовлен замечательными мастерами специально для этого собора, в нем находились первоначальные иконы XVI в.
К сожалению, в современной церковной практике существует тенденция к разрушению чудом уцелевших подлинных интерьеров храмов, росписей, иконостасов (а первоначальных полов уже почти не встретишь, хотя это — неотъемлемая часть интерьера) в угоду сиюминутным вкусам. Например, в одном их храмов Москвы в приделе XIX в. была почти полностью сбита высококлассная живопись середины XIX в. в стиле классицизма прекрасной сохранности, освященная святителем Филаретом (Дроздовым), перед которой молились поколения наших благочестивых предков — ради того, чтобы расписать храм в стиле XVI в. Когда сохранившуюся живопись XIX в. отмыли от побелки, она очень обрадовала прихожан — в алтаре были видны святители в рост, в
Однако живопись XIX в. была объявлена недуховной, на которую нельзя молиться. Часто оказывается, что на должном уровне сделать росписи в древнерусской стилистике невозможно (некому), а подлинная живопись погибла! И теперь в этом же храме возникает желание заново написать сбитые композиции XIX в.! Но это оказывается затруднительным — выясняется, что восстановить живопись XIX в. на высоком уровне также очень сложно.
Возвращаясь к резному позолоченному иконостасу свияжского Успенского собора, еще раз отметим, что всякое вмешательство в жизнь памятника должно быть предельно осторожным и бережным. Подлинное искусство XVIII столетия может оказаться важнее для нашей духовной культуры, чем новодел XXI в., часто мертвенно стилизующий древние формы.
Примечания
1 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский
2 Там же. С. 165.
3 Там же. С. 134.
4 Там же. С. 49.
5 Дополнения иконостаса 1843 г., зафиксированные на реставрационных фотографиях, являются доказательством бытования существующего иконостаса в соборе в
6 Общий вид резного иконостаса с современными иконами см.: Куприянов В.Н., Копсова Т.П., Агишева
7