Научные статьи, исследования и монографии о Свияжске

Н. Чугреева; В. Акимова «Резной иконостас XVIII века Успенского собора Свято-Успенского монастыря»

Резной иконостас XVIII века Успенского собора Свято-Успенского монастыря


Н. Н. Чугреева
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В. А. Акимова
художник-реставратор высшей квалификации Межобластного научно-реставрационного художественного управления


Работа опубликована на сайте kds.eparhia.ru.

Свияжский Успенский монастырь, основанный в 1555 г. миссионером казанской земли святителем Германом (Садыревым-Полевым), сформировался на протяжении своей истории, как и другие крупные русские обители, например, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, в великолепный и богатейший ансамбль XVI—XIX вв. Успенский монастырский собор 1556—1561 гг. (илл. 1 — здесь и далее «Фотогалерея III») является всемирно известным памятником с уникальными росписями XVI столетия и сохранившимися иконами XVI в. высокого иконостаса (хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан). Никольская церковь с колокольней 1555—1556 гг. — первый каменный храм-крещальня на правобережье Волги. В 1920–1930-е гг. в монастыре разрушены надвратный Вознесенский храм конца XVII — начала XVIII в., храм святителя Германа Казанского 1799 г. при братском корпусе (в XIX в. он освящен во имя святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского).

Остров Свияжск известен также и другими монастырскими и посадскими церквами. Сохранились деревянная Троицкая церковь XVI—XIX вв. и каменный храм преподобного Сергия Радонежского 1604 г., а также большой каменный собор во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» 1898—1906 гг. Иоанно-Предтеченского монастыря, единственная посадская церковь святых равноапостольных Константина и Елены XVII в. Снесены в 1920–1930-е гг. древний каменный собор Рождества Богородицы 1567 г., каменные церкви: Никольская 1734 г., выстроенная на месте храма XVI в., Благовещенская 1755 г., существовавшая в XVII в., Софийская 1735 г.

Несмотря на все потери, исказившие облик уникального города (кроме утраченных храмов, изменился его общий вид — возвышающийся на крутых высоких берегах полуостров приблизительно на две трети был затоплен и превращен в остров в 1957 г. при создании Куйбышевского водохранилища), остров-град Свияжск в 1996 г. заявлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО по номинации «Культурный ландшафт». В 1997 г. Богородице-Успенский монастырь передан Русской Православной Церкви. Жизнь острова постепенно преображается. В градостроительном отношении для острова-града важно восстановление собора Рождества Богородицы, где можно будет реконструировать интерьер в стиле XVI в., а также и утраченных посадских храмов, без которых облик Свияжска будет неполным.

В XVIII столетии Успенский Свияжский монастырь становится центром миссионерской деятельности. В 1734 г. здесь возникает Комиссия новокрещенских дел и открывается Новокрещенская Контора, во главе которых стояли архимандриты монастыря.

Для крещения инородцев в монастыре существовала специальная крещальня при больничной церкви пророка Илии. В сферу просветительской деятельности Новокрещенской Конторы входили огромные территории Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний. При одном из самых видных архимандритов Успенского монастыря Димитрии (Сеченове) (1738–1742) только, за 1741 и 1742 гг. в разных селениях было крещено 17362 человека[1] (будучи уже архиепископом Новгородским, Димитрий (Сеченов) в 1762 г. совершил обряд коронования в Москве императрицы Екатерины II, после чего возведен в сан митрополита).

Огромный успех миссия имела и при следующем архимандрите Успенского монастыря Сильвестре (Гловацком) (1742–1749). С 1743 по 1747 гг. было просвещено святым крещением 217258 человек[2] (архимандрит Сильвестр был возведен из настоятеля Сви-яжского монастыря непосредственно в сан митрополита Тобольского).

Во второй половине XVIII в. архимандритом монастыря был Платон (Любарский) (1785–1787 или 1789), впоследствии епископ Тамбовский, затем Астраханский, архиепископ Екатеринославский, известный духовный писатель и историк, составитель Сборника древностей Казанской епархии (1782 г.). По штатам 1764 г. Богородице-Успенский Свияжский монастырь числился первоклассным. Ко времени секуляризации церковных земель монастырь имел огромное хозяйство, в котором было занято около восьми тысяч человек, населявшие 44 поселка[3]. В 1781 г. уездный город Свияжск получил свой герб. В 1798 г. город посетил Император Павел I с сыновьями Александром и Константином.

В первой половине XVIII в. Успенский собор Свияжского монастыря подвергся архитектурным переделкам в силе барокко. Барабан центральной главы получил надстройку граненой формы, древняя шлемовидная форма главы заменена высокой с дополнительной венчающей главкой, над кровлей храма возведены двенадцать вертикальных узорчатых кокошников, соотносящихся с первоначальными формами лопастных завершений фасадов. Именно этот «повышенный» барочный силуэт Успенского собора отразился в выразительных гравюрах — видах Свияжска 1760-х гг. (1764 г. по рисунку А. И. Свечина, 1769 г. А. Г. Рудакова с перерисовки М. И. Махаева по рисунку АИ. Свечина) (хранятся в научной библиотеке Казанского университета и Национальном музее РТ). Резной позолоченый иконостас собора выполнен, судя по стилю, в середине XVIII в. — это один из лучших сохранившихся русских резных иконостасов XVIII столетия. Резьба Царских врат с увенчанной крестом короной в центре их высоких створ, плоские прорезные доски по сторонам, витые колонки с листьями и гроздьями винограда, накладные фризы с тонкими вьющимися ветвями (илл. 2) имеют изящные и легкие формы, не перегруженные выступающими, «надутыми», объемами, как это бывает в резных иконостасах второй половины XVIII в. Царские врата с резьбой «на просвет», когда видна цветная завеса врат, кажутся ажурными (илл. 3, 4). Этот же принцип резных врат с цветными фонами существовал в XVI — XVII вв. Мягкое золочение иконостаса сочеталось с позолотой серебряной басмы и окладами, которые имели древние иконы. Именно в таком виде иконостас считался украшением собора: «/древний в пять ярусов иконостас служит редким украшением Успенского храма доныне. В настоящее время в нем все колонны, виноградныя ветви, пилястры и резьба вызолочены; иконы в серебряно-позолоченных окладах и своею древностью производят сильное впечатление на душу молящаюся»[4].

В 1843 г. верхний ярус иконостаса был дополнен досками ступенчатой формы с росписью в виде стеблей с бутонами и цветками, внизу под росписью имелась дата: «1843»[5] (илл. 5). Эта часть явилась основанием в форме «Голгофы» для венчающего иконостас Креста с живописным изображение Распятия Христова (илл. 6, 7). Ныне доски по бокам Распятия имеют другую форму и закрашены — возможно, части с росписью 1843 г. заменены.

Следует отметить важное художественное значение резного иконостаса в интерьере храма[6]. Его иная стилистика по сравнению с росписями XVI в. и иконами того же столетия не должна служить причиной замены его на новый тябловый иконостас. Отсутствие в храме (на достаточно неопределенное время) подлинных икон XVI в. и необходимость написания новых в древнерусском стиле даст неизбежное ощущение привнесения новой иконописной культуры XXI в., которая может оказаться не совсем органичной в системе сохранившихся уникальных росписей XVI столетия. Поэтому следует со всей осторожностью отнестись к тому, что является пусть более поздним, но подлинным. Существующий иконостас связан с архитектурными барочными формами храма, а для его архитектурной реконструкции требуется восстановление первоначального трехлопастного покрытия, уничтожения вертикальных кокошников, поздних пристроек и т. д., что невозможно без серьезного обсуждения специалистов: архитекторов, реставраторов, искусствоведов.

Привести же ко взвешенному цветовому решению интерьер храма при существующем резном иконостасе — можно, учитывая характер общего колорита фресок, новых икон и соответствующего «звучания» золота иконостаса. Сейчас оно «кричащее» из-за грубой позолоты, необходимо подумать о раскрытии старого золота или замены существующего покрытия (илл. 8).

Свияжск — это драгоценность, которой ныне все дорожат. Важная задача — сохранить то, что осталось, восстановить попранное и приумножить духовное и художественное наследие удивительного острова-града.

В июне 1975 г. коллектив реставраторов Специальной научно-реставрационной производственной мастерской (СНРПМ, ныне ФГУП «МНРХУ») приступил к работе над резным позолоченным иконостасом XVIII в. Успенского собора Свияжского монастыря. Монастырь в это время был превращен в психо-неврологическую лечебницу-интернат для брошенных родственниками душевнобольных (1953–1993). Нашей мастерской выпала честь восстанавливать Успенский собор — уникальный ансамбль с сохранившимися фресками и иконами XVI в. и резным иконостасом XVIII столетия. Фресками и иконами занималась бригада под руководством реставратора высшей квалификации Иннокентия Петровича Ярославцева. Бригада художника-реставратора высшей квалификации Евгении Михайловны Кристи вела работы по реставрации замечательного высокохудожественного резного позолоченного иконостаса.

Сначала под толстым слоем плесени, как под снежным покровом, трудно было оценить по достоинству высококлассную резьбу. Плесень расцветала четырех видов: белая, желтая, зеленая и черная. Состояние иконостаса было удручающее: в его конструкции удобно разместились птичьи гнезда, планки накладной резьбы висели на одном гвозде, колонки покосились, некоторые упали, кругом лежало множество отвалившихся деталей резьбы. Все это великолепие было покрыто пылью, копотью и паутиной. При ближайшем рассмотрении оказалось, что хрупкий левкас на резьбе сильно отстает от деревянной основы, растрескался, во многих местах осыпался, а золото потерто и «пылит».

Эта тяжелая картина, однако, не испугала молодых и не очень молодых реставраторов. Первых поддерживал энтузиазм, последних — опыт. Спасение памятника началось с освобождения его от чужеродных элементов: плесени, гнезд и помета. Для борьбы с плесенью вооружились «химией», против остальных «врагов» сначала годились совки, скребки и носилки. Конструкции иконостаса после освобождения от завалов надо было довести до «чистой доски», а когда добрались до резьбы, пошли в ход мягкие беличьи флейцы и кисти, которыми осторожно сметали в подставленные под них коробочки пыль и грязь. Наполненные пылью коробочки осторожно вытряхивали в стоящие на лесах большие коробки; со всех ярусов их набралось не один десяток. Затем можно было приступать к укреплению. Материалы для реставрации резных позолоченных иконостасов были разработаны сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР). Под отстающий растрескавшийся левкас шприцем осторожно подводилась специальная дисперсия. Излишки ее нужно было незамедлительно удалять с поверхности отжатым ватным тампоном, чтобы предотвратить образование пленки на золотой поверхности. Распыляющийся левкас и золото пропитывалось слабым раствором этой же дисперсии и тем самым предотвращалось их дальнейшее разрушение.

Укрепление шло сантиметр за сантиметром. И так изо дня в день, из года в год, много летних сезонов подряд продолжалось это дело. Иконостас постепенно преображался. Правда, борьба с плесенью продолжалась. Каждый наш приезд начинался с ее удаления. Споры плесени, живущие в храме, поразили и уникальные фрески XVI в., а также деревянные конструкции киотов и стены в трапезной. Много повредила храму в свое время неквалифицированная архитектурная реставрация, после которой по всему храму пошла плесень и высолы на фресках, так как была нарушена система воздухообмена.

Удручало отсутствие многих деталей резьбы. Делу помог наш замечательный резчик-реставратор Владимир Погорельцев, который прекрасно чувствовал резьбу и очень любил свою работу. Вместе с женой Ниной Ивановной они годами, без всяких удобств, жили на острове, занимаясь дорезками. Теперь все посещавшие собор могли любоваться подлинными шедеврами — дополненными частями-вставками, которые органично вписались в древний иконостас даже без левкаса и золота. На возрожденных Царских вратах, например, резьба отсутствовала наполовину (илл. 9–11), также во многих местах на прорезных досках (илл 12; 17,18 — на с.59), колонках и фризах (илл. 19, 20 — на с.59, 60). Как живые выглядели стебли и веточки, хотелось любоваться ими, потрогать и погладить. Дорезки были настолько совершенными, что на реставрационном совете было решено их не левкасить и не золотить, а лишь притонировать. Для этого были использованы специально приготовленные нами растительные красители, которые давали на дереве разные оттенки — от светло-золотистого до зеленовато-коричневого.

Технология золочения свияжского иконостаса очень разнообразна. Цвет золота зависит не только от пробы, но и от способа его нанесения. Тончайшие листки золота, наложенные на полимент красно-коричневого оттенка, имеют теплую окраску; наложенные на желтый цвет — дают другой эффект. Кроме того, чередование матового и шлифованного золота на фоне и рельефных частях производило сильное впечатление. Иконостас отличается необыкновенным благородством резьбы и золочения, представляя образец расцвета искусства XVIII столетия.

После передачи монастыря Русской Православной Церкви первоначальное золото иконостаса, к сожалению, было грубо поновлено (видимо, типографским «золотом»), сделанные дополнения резьбы не совсем соответствуют стилю подлинной. Северные и южные двери с одновременными резьбе XVIII в. тонкими живописными изображениями Архангелов Михаила и Гавриила, отреставрированные нашей бригадой (существование этих врат отмечено в описании Успенского собора протоиерея АЛблокова) (илл. 21–24 на с.60, 61), заменены новыми, с неудачно написанными Архидиаконами. Неясно, зачем живопись, связанную с существующим иконостасом, надо было менять на новодел конца XX в.

Многие годы (с 1975-го до начала 1990-х) большой коллектив реставраторов восстанавливал разрушенное за десятилетия безбожной власти, значительные средства были затрачены на уникальный памятник. Ныне вызывает опасение недостаточно внимательное и квалифицированное отношение к сохраненному общенациональному достоянию. Здесь мы имеем в виду не только проблемы реставрации, но и само существование уникального резного иконостаса XVIII в. Реконструкция тяблового иконостаса могла бы стать возможной только при отсутствии существующего уже более двух с половиной столетий шедевра.

Резной высокий иконостас был изготовлен замечательными мастерами специально для этого собора, в нем находились первоначальные иконы XVI в.
К сожалению, в современной церковной практике существует тенденция к разрушению чудом уцелевших подлинных интерьеров храмов, росписей, иконостасов (а первоначальных полов уже почти не встретишь, хотя это — неотъемлемая часть интерьера) в угоду сиюминутным вкусам. Например, в одном их храмов Москвы в приделе XIX в. была почти полностью сбита высококлассная живопись середины XIX в. в стиле классицизма прекрасной сохранности, освященная святителем Филаретом (Дроздовым), перед которой молились поколения наших благочестивых предков — ради того, чтобы расписать храм в стиле XVI в. Когда сохранившуюся живопись XIX в. отмыли от побелки, она очень обрадовала прихожан — в алтаре были видны святители в рост, в кон-хе — композиция «Души праведников в руце Божией» и Ангелы, над окнами — медальоны со святыми, на стенах — орнаменты в неовизантийском стиле.

Однако живопись XIX в. была объявлена недуховной, на которую нельзя молиться. Часто оказывается, что на должном уровне сделать росписи в древнерусской стилистике невозможно (некому), а подлинная живопись погибла! И теперь в этом же храме возникает желание заново написать сбитые композиции XIX в.! Но это оказывается затруднительным — выясняется, что восстановить живопись XIX в. на высоком уровне также очень сложно.
Возвращаясь к резному позолоченному иконостасу свияжского Успенского собора, еще раз отметим, что всякое вмешательство в жизнь памятника должно быть предельно осторожным и бережным. Подлинное искусство XVIII столетия может оказаться важнее для нашей духовной культуры, чем новодел XXI в., часто мертвенно стилизующий древние формы.

Примечания
1 Яблоков А., прот. Первоклассный мужский Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. Казань, 1906 (на титульном листе отдельного оттиска дата — 1907). С. 163.
2 Там же. С. 165.
3 Там же. С. 134.
4 Там же. С. 49.
5 Дополнения иконостаса 1843 г., зафиксированные на реставрационных фотографиях, являются доказательством бытования существующего иконостаса в соборе в XVIII—XIX вв. Замечание в описи 1763 г. о том, что для Успенского собора «…вновь достраивается иконостас гладкий (подчеркнуто мною — Н.Ч.) под золотом по полименту и образа живописнаго художества», проданный затем в церковь села Тихого Плеса, не может относиться к существующему (Там же. С. 41). Прот. АЛ блоков описывает барочные резные формы иконостаса с виноградными ветвями колонок (см. цитату выше, в тексте статьи).
6 Общий вид резного иконостаса с современными иконами см.: Куприянов В.Н., Копсова Т.П., Агишева И. Н. Свияжск: Монография. Казань, 2005. Фото на с. 195.
7 Художники-реставраторы, принимавшие участие в работе над резным иконостасом: И. Аверина, В. Акимова, Н. Антипин, А. Белов, Е. Вернер, Н. Гаранина, А. Гоголева, О. Ежихина, Ю. Егоров, Н. Еремина, Г. Жаренков, Л. Кологривова, А. Кузовлева, В. и Ф. Лавриненко, Е. Лазер, Т. Маковецкая, Н. Наседкин, В. Погорельцев, И. Прудников, В. Сорокатый, А. Царенков, Н. Чугреева, А. Щербаков.