Научные статьи, исследования и монографии о Свияжске
Свияжские монастыри
Г. И. Середа
ст. научный сотрудник ГМИИ РТСвияжские монастыри (вотчинные землевладения и Монастырская торговля) — вторая половина XVI — XVIII век
Присоединение земель Казанского ханства к России «мечем вещественным» еще не обеспечивало московскому правительству безопасного и прочного, долговременного владения здешними землями. Для расширения и углубления русского православного влияния в крае на коренные народы — татар, черемис, мордву, чувашей, меря, — необходимо было покорить мусульманское и языческое население «мечем духовным…»,
Уже в XVI — XVII веках в Казанском крае появляется значительное число монастырей: в Казани — в 1552 — Зилантов монастырь, в 1556 —
В 1555 году была учреждена Казанская епархия, глава которой архиепископ Гурий (Григорий Руготин), получил весьма широкие полномочия в сферах духовного и гражданского управления краем. По наказу государеву «воеводы с архиепископам… о всяких государских делах советовали любовно». Можно упомянуть и такую подробность: за великим столом ему (архиепископу Гурию) подавалась «чаша царя и великого князя», в то время как наместнику Казанскому следовала " чаша архиепископская. «Столь же весомым и значимым на Правой стороне (в Нагорной стороне), было влияние первосвятителя Свияжского Германа — из рода бояр
Согласно церковному преданию, Герман лично принимал участие в каждодневном труде по строительству
Как Гурий, так и Герман особое внимание уделяли устроению церквей и соборов, понимая, что „величие и великолепие их… было величием христианства, а величие архиепископских хором и двора было только величием иерархов.“
Естественным шагом правительства в колонизации края и поддержании на соответствующем уровне значимости и материального достатка первосвященников Казанской
Подобная политика была выгодна все более крепнущему Российскому государству: правительство получало дополнительных налогоплательщиков; кроме того, рост числа населения в крае приводил ко все более интенсивному развитию не только хлебопашества, но и к развитию охотничьих промыслов, бортничеству, рыболовству, различных ремесел, торговли, а в конечном итоге — к росту селений и городов на берегах Волги, Камы, Свияги, Вятки, Суры
По Писцовой книге, в 1568 году в
Монастырь Святой Троицы имел в вотчинном владении: „сельцо Городище, на Кривом озерку… близко р. Свияги…“ — это поселение (вблизи Свияжска) было центром хозяйственной деятельности
До 1764 года монастырь жил довольно безбедно, так в его вотчинах (к этому году) насчитывалось 106.000 крестьян. После секуляризации церковных земель его земельные владения передаются в ведение Коллегии экономии, а затем в Министерство государственных имуществ. Обитель упраздняется: монахов, всю церковную утварь, священнические облачения, библиотека, монастырский архив — все это перевозят в
Таким образом, очевидно, что деятельность этого монастыря в первую очередь была направлена на освоение края, развитие земледельческой культуры, основание новых поселений и обеспечение их нормального функционирования. Хотя нельзя игнорировать и исключительную
Возникновение и расцвет Успенского Богородицкого монастыря приходится на период правления Иоанна Грозного (1555 — 1584) и совпадает с временем наиболее активной правительственной колонизации Поволжья. Страшная жестокость сочеталась в характере Грозного с известной благотворительностью. Государь не однажды давал жалованные и несудимые грамоты в „…дом Пречистые Богородицы…“, что в Свияжске.
Если по Собору 1551 года в отношении многих монастырей Центральной и
Земли Богородицкого монастыря были менее разбросаны, нежели Троицкого и других монастырей. Отметим настойчивое стремление правительства распространять монастырское землевладение к югу и юго — востоку от Казани и Свияжска, — откуда чаще всего велись набеги крымцев и ногайцев. Большинство из жалованных монастырских селений находилось невдалеке от пути движения русских войск на Казань в 1551 — 1552 году. Монастырские вотчины заселялись быстрее, благодаря значительным льготам. Крестьяне осваивали селища, городищи, пустоши, нови, где делались «сечи на черном диком лесу», чтобы «распахивати пашни и покосы расчищати». Часто, расчистив новые земли, они уходили обратно на село, но вскоре здесь появлялись постоянные насельники.
Так по грамоте 1568 года монастырю было дано сельцо Исаково, и среди прочих деревень к нему прилежащих упоминаются: «починок Чухломской… на ключе, близ реки Свияги… 16 дворов», «деревня… Крутой враг… 10 дворов крестьянских», «деревня Гордеев починок», «починок Волков…»
В 1686 году за монастырем уже была д. Савино на p. Cyлице и к ней «Федьковский починок». Одним из первых земельных пожалований была земля, что «в Бусурманской слободе… под дворы и под пашню…» — ныне это с. Введенская Слобода. Далее говорилось что владеть монастырю теми, «кто в тех дворех учнут жити…», а принадлежало это место ранее, как можно уяснить из содержания грамоты, поселенцам из числа коренных здешних
В тексте Писцовой книги и различных грамот можно видеть названия различных категорий земли, удобной для хозяйства: пахотная земля, луга, перелог, лесные поляны — все это своеобразный свободный земельный фонд, часто не требующий особых дополнительных усилий для корчевки и очистки от древостоя, либо осушения болот. Русские крестьяне, селившиеся часто малым числом (особенно на начальном этапе хозяйствования), не могли поднять освоение больших площадей, особенно залежных и лесных угодий с целью превращения их в добротные пашни. Поэтому чаще заселялись не дикие земли, а ранее обжитые места — пустоши, селища, оставленные прежними владельцами (по причине военных действий, эпидемий и пр.) — эта практика позволяла русским поселенцам подстраховать себя от возможных природных сюрпризов, могущих свести на нет труд крестьянина, если бы они не доверялись выбору и опыту своих предшественников, живших здесь ранее.
К середине 16 века Поволжье все более активно втягивается в общегосударственною экономическую систему развития. Колонизация края становится исключительно прерогативой монастырей. Временно замедляется процесс расширения землевладений Свияжкского Богородицкого монастыря, часть которых подверглась разорению мятежниками в «смутное время». Положение обители в этот период в полной мере отражено в документе более раннем — описи монастырского имущества 1614 года: описывается не только число монастырских храмов и их убранство, но даны цифры, характеризующие количество зерновых запасов, сена, поголовья лошадей, коров, овец, находившихся к моменту переписи на монастырском подворье, в монастырских дворах городского посада и в главной вотчине Богородицкого монастыря — «сельце Исакове…» Из этого текста вполне очевиден тот факт, что монастырские закрома были полны, и поселения его являли собой картину благополучную, если бы не лихие времена, несколько встряхнувшие устоявшийся быт богатой обители.
Монастырь на некоторое время стал островом в пламенеющем море восставшего края, и был вынужден оказывать сопротивление недовольному мятежному люду. Для этого в 1617 году царь Михаил Федорович жалует настоятелю Богородицкого монастыря «архимандриту Корнилию с братьею…» в «вотчину сельцо Мамадыш…», где монашествующие ставят «острожек для прихода Ногайских людей…» , в котором можно было бы укрыться, да и при случае оказать сопротивление незванным гостям.
Наиболее резкое сокращение льгот Свияжскому Богородицкому монастырю наблюдается с конца XVII столетия, а с 1723 года выдача жалования многим монастырям,
При Петре I Православная Русская Церковь и вся система
С еще большей остротой стал вопрос о монастырских недоимках при императрице Елизавете, когда потребовались средства на ведение Семилетней войны (1756 — 1762 гг.). Государыня назначает государственных чиновников для сбора недоимок, «…дабы духовный чин не был отягощен мирскими попечениями». Синод обязан был следить за порядком сбора податей в монастырских владениях, но его попечение привело к открытому грабежу и разбою. Крестьяне не знали куда бежать от разгула «государских помощников». Все это повлекло за собой неоднократные возмущения среди архиерейских крестьян. Недовольство народных масс подтолкнуло к созданию Комиссии по духовным вотчинам в 1759 году. Первой фактической пробой секуляризации вотчинных владений церкви стал указ Петра III от 1762 года. Выполнить указ на практике не удалось по причине смерти Петра III.
Даже после стольких неурядиц и гонений на Церковь и монашествующий люд, особенно при Петре I, за Свияжским Богородицким монастырем (по описи 1763 года) числились значительные земельные владения. По Свияжскому уезду монастырю принадлежали: 2 слободки, 7 сел, 24 деревни, 5.038 человек жителей этих селений, земли пахотной 5.688 четей, покосов 200 десятин, лесных дач 5, мельниц 7 «из них 2 действующих», рыбные ловли на Волге, Свияге, Щуке, Сулице, Буве и озерах близ этих рек. В Казанском уезде: села Архангельское, Красная Горка, деревни Отарка, Семеновская, Еловая, Анзирка, Беляева, Кирмели, Максимова, Тойпина, и пашни 1.443 десятины
Не менее важной статьей дохода Богородицкого монастыря была торговля. Еще в
При Василии Ивановиче Шуйском Свияжскому Богородицкому монастырю дана жалованная грамота на устройство «…подворья в Нижнем Новгороде…» — крупнейшем торговом центре Поволжья, а «…тягла и оброку… имать (с монастыря за владение этим подворьем) не велети…» Торговое подворье Свияжского Богородицкого монастыря имелось и в г. Казани (ныне ул. К. Маркса — 21, — «двухэтажное здание, снесено летом 1996 г.«). Увеличение торгового оборота по продаже рыбы и соли подтверждает мнение многих авторов по поводу того, что подобная деятельность монастыря была на протяжении многих десятилетий самой доходной статьей в деле пополнения монастырской казны. Тем более, если учесть беспошлинное ведение торговых операций на этапе становления Свияжского Богородицкого монастыря в XVI -XVII веке.
Но век
Таким образом, к концу XVIII века Свияжский Богородицкий монастырь, оставшийся и после секуляризации церковных земель крупным владельцем земельных угодий, в своей торговой деятельности претерпел серьезные потери.
Источник