Профессиональные статьи и репортажи о Свияжске

О Свияжске…

Фрагменты книги Сергея Соколова «Казань. Портрет в стиле импрессионизма»


От автора


Издание преднамеренно отличается от репрезентативных подарочных книг большого формата, в которых за жёсткой обложкой и красочными официальными фотографиями уже не остаётся места для спокойного изложения, для выражения собственных мыслей и чувств автора. Но эта новая книжка и не путеводитель по памятникам архитектуры: путеводителей, сопоставляющих на своих страницах виды Казани конца XIX века с современными фотографиями, уже издано много. «Поверните направо, посмотрите налево…» — нет, это не наш путь. Зачем повторяться. Казань нарисована в книге широкими мазками, выделены те нюансы, которые автор считает самыми важными и интересными.


Вначале выйдет первая редакция книги, предназначенная для обсуждения и критики. Все замечания и добавления будут приниматься на адрес expertrt@mail.ru и если совпадут с мнением автора, найдут отражение в редакции следующей. А пока корректоры и дизайнеры заняты своей работой над содержанием книжки, которая перед ними лежит в виде пациента перед хирургом, выкладываю в Интернет несколько отрывков.


Совсем недалеко от Казани расположен остров-град Свияжск. Вверх по Волге это расстояние составляет чуть более 30 км — 1.5 — 2 часа на рейсовом теплоходике или на экскурсионном катере. На автомобиле дорога составляет 55 — 57 км по трассе М-7 и по новой дороге, проложенной до самого острова. Красивейшие виды на остров открываются уже с трассы. Даже сейчас, утративший более половины своей территории и храмов, некогда украшавших город, Свияжск имеет полное право именоваться островом Буяном. Неважно, его ли имел Пушкин ввиду при создании прекрасной сказки, но лучшей иллюстрации к описанию города князя Гвидона найти сложно.

Собственно островом Свияжск стал после реализации проекта Большой Волги в 1950-х годах, когда большая часть его территории — посада ушла под воду. А ранее, в летописях, Свияжск назывался Круглой горой, которая становилась островом только в период весенних половодий. До наших дней дошла чувашская легенда о том, что на этой Круглой горе было место для языческих жертвоприношений и люди приходили сюда только для совершения своих обрядов. Однажды язычники увидели, как по холму ходит человек в одежде монаха с крестом в руках. В монаха с близкого расстояния пустили множество стрел, но он остался невредим. В страхе язычники разбежались.

Видимо были веские причины, по которым такое очевидно выгодное стратегическое, высокое и защищённое место на слиянии Свияги и Волги, омываемое речкой Щукой, вблизи столицы Казанского ханства не было застроено и заселено булгарами и казанскими татарами. Возможно, чувашское капище действительно было, и мусульмане не хотели здесь селиться. Во многих источниках можно прочитать, что в Свияжске нездоровый климат, вызывающий болезни. Подтвердить или опровергнуть это не берусь.

Молодой царь Иван IV, возвращаясь из очередного неудачного похода на Казань, видел этот холм. Было принято решение создать здесь опорную базу для решающего сражения с Казанским ханством. Однако идея строительства крепости на глазах противника выглядела невозможной и граничила с безумием. Но решение было принято грозным царём и его выполнению ничто не должно было помешать. Был применён метод сборно-типового строительства, хорошо освоенный русскими мастерами. Под руководством дьяка Ивана Выродкова зимой 1550–1551 годов на Верхней Волге — в Угличе были срублены из брёвен и собраны стены, башни, церковь и другие строения будущего города. Потом всё это было разобрано и в виде плотов, как только вскрылась Волга в начале апреля, отправлено вниз по Волге. Караваном плотов командовал бывший казанский хан Шах-Али, сторонник Москвы. В начале мая плоты достигли устья Свияги. Одновременно десятки вооружённых отрядов заняли все переправы на Волге выше и ниже Казани, на Каме и Вятке, не давая возможности подойти отрядам крымцев и ногайцев на помощь Казани. А отряд двухтысячный отряд князя Серебряного начал осаждать казанский посад, отвлекая на себя военный силы Казани, давая время для постройки Свияжска.

Город был основан 24 мая 1551 года. Строительная площадка — верхняя часть холма была очищена от леса, после чего выяснилось, что проект нужно существенно изменять. Царь прикидывал размеры будущего города на глаз, обмеры не производились. Территория, которую необходимо было обнести стеной и башнями, раза в два превышала предполагаемые размеры крепости. Воинам пришлось отложить мечи и взять топоры. Благо, строевого леса вокруг было великое множество. Строительство велось в лихорадочном темпе. За один месяц были проведены работы по вертикальной планировке (были засыпаны овраги и выкопаны рвы), была распланирована территория города, определена трассировка улиц и проложены дороги, собраны срубы стен, башен, засыпаны землёй и камнем крепостные стены, рубленные тарасами. Крепостные стены имели верхний и нижний бой, кроме того, были устроены выносные площадки — прототипы эркеров, с которых на противника можно было кидать камни и лить кипящую смолу. Таким образом, в центре Казанского ханства за месяц выросла первоклассная по понятиям того времени крепость с 18-ю башнями, строениями для размещения армии и церквями. Периметр эллипсовидных стен Ивангорода (как первоначально был назван Свияжск), превышал размеры новгородского и псковского детинцев. Даже Московский Кремль уступал по размерам Свияжской крепости. Приехавший сюда в начале 1552 года вместе с Иваном Грозным князь Курбский отметил в своих записях: «Мы пришли туда яко в свой дом от зело нудного пути, понеже привезено нам много Волгою, там же и купцов бесчисленное множество с различными живностями и многими товары, идеже бяше всё же достаток, чего бы душа восхотела». Когда дипломаты европейских стран рассказывали своим монархам о реализации такого дерзкого плана — строительства русской крепости на территории Казанского ханства, короли Европы отказывались верить.

С 1560-х годов город получил официальное название Свияжск. Примерно в это время начинается строительство белокаменных зданий Успенского монастыря под руководством зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, одновременно занятых возведением Благовещенского собора и оборонительных сооружений Казанского Кремля. До конца XVII века Свияжск жил полной жизнью. В писцовой книге упоминаются шесть больших улиц: Ярославская, Жилецкая, Никольская Большая и Малая, Сергиевская большая и Малая. К городским стенам примыкал посад, а к нему три слободы: Ямская, Жилецкая, Архимандричья.

Потом город постепенно начал терять своё значение, уступив первенство делового, торгового, ремесленного центра Казани. Крупнейшие купцы, промышленники, лучшие ремесленники перебрались в Казань. Однако, до самой октябрьской революции 1917 года Свияжск оставался добротным уездным городом с мощёными улицами, доходными домами, фонарями газового освещения, торговыми лавками и пристанью. А главное — с богатыми монастырями, к которым были приписаны громадные сельскохозяйственные угодья.

Первый тяжелейший удар по городу был нанесён революцией и гражданской войной. Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армией путём децимации — методом, забытым со времён античного Рима и орды Чингисхана. Расстреливали каждого десятого красноармейца. Просто выстраивали на площади в шеренгу воинскую часть, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пускали пулю в затылок. Кто-то может испытывать уважение к советской власти, которая устанавливалась такими методами? Фашисты до такого не додумались, а в Свияжске это было. Сложно понять, почему Свияжск вызывал такую ненависть у большевиков и последующих за ними коммунистов. По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен памятник Иуде Искариоту, привезённый из Москвы на бронепоезде! Скульптура изображала человека, грозящего небу кулаком. Даже такой ненавистник православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник-нонсенс был убран. Зато были закрыты монастыри и церкви, с иконостасов сорваны иконы. Были расстреляны монахи и священники, а также многие жители города.

Были взорваны Рождественский собор и Никольская церковь, разобрана надвратная церковь Успенского монастыря. Потом Свияжск надолго стал подразделением ГУЛАГа и в монастырских кельях содержались заключённые, а кирпичные ограды монастырей были последней «стенкой» для обречённых на расстрел «врагов народа». Сколько людей нашли свою смерть в этих концлагерях, неизвестно, архивы недоступны. Потом к тюремным учреждениям были добавлены больница для инвалидов Великой отечественной войны и психбольница. Это не были учреждения для излечивания и выздоровления пациентов, это были помещения для изоляции от общества неизлечимых, изуродованных войной или сталинскими лагерями или просто неугодных. Лучшего места, чем остров Свияжск, для такого дела не найти.

Возрождение Свияжска началось в 1990-х годах, когда сюда была проведена надёжная линия электроснабжения, и Успенский монастырь был передан православной церкви. В 2008 году до Свияжска дошла асфальтированная дорога и труба газоснабжения. Правда ни дорога, ни газ на сам холм не заведены, но надежда на лучшее у 200 жителей острова уже появилась.
Экскурсия по Свияжску занимает около 3 часов. На автомобиле сюда ехать приятно, но забраться на сам холм по крутейшему склону без риска для жизни может только очень опытный водитель. Лучше оставлять свой автотранспорт на стоянке у дороги, там есть охрана и опорный пункт милиции. Подниматься пешком по неприспособленному склону — козьей тропе, как это делали туристы и паломники в течение десятилетий уже не приходится. В 2009 году была построена лестница, ведущая прямо к Успенскому монастырю.

Ещё приятнее погожим летним днём подойти к причалу Свияжска на теплоходе. На причале Вас обязательно встретит бородатый мужичок в телогрейке с бородой и растрёпанными волосами. Иногда с ним бывает рыжая собачка. Они встречают и провожают теплоходы. Поверьте, этот человек ходит вот так же без шапки и в 30-градусные морозы, в той же телогрейке. Около пристани обычно несколько местных рыбаков предлагают сушёную рыбку.

К Вам могут подойти с разными вопросами люди около магазина или у пристани, спросить, откуда прибыли, как в целом относитесь к Свияжску, как сами живёте. Не обижайте их столичным снобизмом (я сам уже несколько раз делал ошибки в общении с людьми Свияжска и только через годы понял глубину их души). Эти люди — осколки, брызги общества добротного купеческого города, переломанного через колено Советской властью и превращённого в заглохшую деревню. Имейте терпение и поговорите с ними. Вы узнаете гораздо больше, чем от экскурсовода. Замечу, что большинство местных людей надевают белую рубашку (или просто чистую одежду), когда идут к магазину. А в магазин продукты привозят не каждый день… Однажды в Свияжск приехали с целой группой экспертов Ассоциации энергоэффективных окон. Один эксперт (международного уровня, между прочим) прихватил с теплохода пару бутылочек, для прогулки, на всякий случай. К нему подошёл местный житель с задушевным разговором. В итоге беседа так зажгла обоих, что содержимое бутылок кончилось, они стали лучшими друзьями, а потом были забавные проблемы с обратной доставкой этого эксперта в Казань и далее в Москву.

Первым делом после высадки с теплохода прибывшим откроется вид на церковь Константина и Елены, напротив которой стоит деревянный дом с балконом и колоннами. По преданию, для церкви Константина и Елены выбрал сам Иван Грозный, да так удачно, что с какой бы стороны на неё не смотреть, она всегда на фоне неба. Я проверял несколько раз, обходил с фотоаппаратом. Всегда небо или небо и вода сопровождают кадры. Деревянный дом напротив является одним из примеров купеческого жилого дома XIX века, в нём жил Троцкий в 1918 году.

Потом путь прибывших на остров лежит мимо гостиницы (справа) и школы (слева). Это центральная площадь Свияжска, где в виде холма покоятся руины Рождественского собора. Лучше всего сразу по прямой дойти до Успенского монастыря и войти на его территорию. Как войдёте, слева от ворот Вас встретит дом настоятеля с характерным крыльцом, типичным для русской архитектуры середины XVII века, а справа останется протяжённое здание братского корпуса. За его реставрацию брались много раз, но до сих пор он остаётся немым укором для окружающих. Прямо — великолепный Успенский собор, построенный по мотивам Псковской архитектуры в середине XVI века. Конечно, надстроенная двухьярусная глава собора при казанском епископе-украинце Луке Конашевиче в 17 веке уродует здание, но всё же собор сохранился в гораздо лучшем и чистом виде, чем творение тех же псковских мастеров — Благовещенский собор в Казани. Иконостас собора совершенно новодельный, ведь снятые отсюда старинные иконы хранятся в казанском музее ИЗО и неизвестно когда будут возвращены. Но фрески фрагментарно сохранились. Не доходя до алтаря, обратите внимание на левую колонну, на ней изображён человек с головой лошади, святой Христофор. Не часто, если не сказать — крайне редко, его изображение можно встретить в православных храмах.

Колокольня Успенского монастыря относится к Никольской церкви. Очень красивое, строгое сооружение, единственный сохранившийся отголосок северной русской архитектуры в Свияжске. Монастырь постепенно оживает, обрастает садами и клумбами цветов. По-счастью, его настоятель придерживается строгих православных канонов, не превращает древнюю святую обитель с туристический центр.

Выйдя из Успенского монастыря целесообразно пойти по другой дороге, которая ведёт к комплексу Иоанно-Предтеченского монастыря (до XVIII века он назывался Троице-Сергиевым).

При входе в ворота слева стоит деревянная Троицкая церковь. Этот скромный памятник XVI века остался одним единственным из тех строений, которые были срублены в Угличе, сплавлены по Волге и собраны в 1551 году. Говорят, что строительство этой церкви курировал сам князь Серебряный. Снаружи церковь обшита досками, внутри тоже несколько раз переделана. Но основой её является сруб из толстенных брёвен, предмет для нежного и кропотливого изучения экспертов по древесине. Редкие памятники деревянного зодчества переживают 300-летний возраст, а у нас, по счастью, есть церковь старше 459 лет! В эту церковь нужно заходить одному или с близкими друзьями, родственниками. Посидеть на скамье, уловить запах дерева.

Вглядитесь в иконостас церкви. Там надписи на латинском языке, деревянные скульптурки, более подходящие для католического храма и изображение «разумного разбойника Раха» — совершенно не свойственное православию, но распространённое в католичестве. Дело в том, что иконостас создавали западно-украинские мастера для пана воеводы Льва Шляковского, поляка по крови. Он строил в Свияжске собственный монастырь, вероятно, под покровительством украинца Луки Конашевича. Но ничто под Луной не вечно, эпоха западничества прошла, строения «польского» монастыря были переданы монастырям православным, а иконостас перенесён в Троицкую церковь.

Сергиевская церковь, белокаменный памятник архитектуры конца XVI — начала XVII веков воплощает в своём строгом облике всю боль, которую вынесла Россия в смутное время. А основную часть площади монастыря занимает собор Богоматери Всех Скорбящих Радость, построенный в 1896 — 1906 годах по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского. Внутри собора прекрасная акустика и великолепное по красоте пространство, образованное по псевдовизантийскому образцу и подобию.

Поездка в Свияжск обычно является самым сильным впечатлением для гостей Казани.