Профессиональные статьи и репортажи о Свияжске

«Ангелы и демоны острова Cвияжска» Игоря Труфанова для «Российской газеты»

Отрывки из статьи Игоря Труфанова, опубликованной в «Российской газете» 27 сентября 2007 года

Игоря Труфанов

Ангелы и демоны острова Свияжска

Дорога к пристани
Судя по статистике, сейчас на всем острове живет чуть больше двухсот человек. А в царские времена эта цифра доходила до семи тысяч. У Свияжска тогда был свой герб, мощеные камнем дороги, городской сад, шестнадцать лестниц, спускающихся к воде, и Никольская колокольня с механическими часами, которые пожертвовал городу еще Иван Грозный. Теперь заросла травой даже центральная площадь.

— Богатый был город, богатый… — вздыхает монах, который согласился показать остров. — Представляете? Храмы стояли белокаменные, мостовая, публика гуляла, торговые лавочки, барышни с зонтиками. А сейчас?
Мы идем по Успенской улице. Барышень нет, под ногами широкая пыльная колея, отдаленно напоминающая дорогу.
— Когда в Свияжск приезжала Екатерина II, — продолжает отец Иоанн — горожане весь путь царицы устелили персидскими коврами. И это ее так растрогало, что императрица оставила городу золоченую карету.
— А, что с каретой потом стало?
— Казанские власти отобрали. Говорили, что на реставрацию. Но так и не вернули.
Подходим к спуску на пристань. Поблизости красивый купеческий дом, с балкона которого когда-то митинговал Троцкий, а через дорогу от него храм святых царей Константина и Елены, чудом избежавший печальной участи остальных приходских церквей Свияжска. Пристань сверху кажется маленькой. Особенно на фоне бескрайних волжских просторов.
— Раньше тут были главные крепостные ворота. Стража стояла, и самобойные часы с колоколом отмеряли время смены караула. — прерывает наше молчание монах. — А знаете, как этот город появился? Он сюда приплыл.
«Город хитро сотворенный»
Герб Свияжска с другим не спутаешь. На нем изображен плывущий на ладьях город и пять рыб. Почему рыб именно пять, не знаю. А вот историю создания Свияжска можно найти сразу в нескольких русских летописях. Настолько она удивительна.
В одной из летописей говорится, что этот город Ивану Грозному привиделся во сне. По преданию, после очередной неудачной попытки осады Казани, когда взять ее не помогли ни численное превосходство войск, ни пушки, царь просил небеса открыть ему пути покорения враждебного ханства. Вот тогда и было ему во сне знамение. А на обратном пути Иван Грозный увидел место, где следовало поставить крепость, но сохранил все в тайне до самой Москвы.
План царя был гениален и дерзок: срубить в лесах под Угличем деревянный кремль со всеми постройками, перевезти его в разобранном виде по Волге на Круглую гору, которая находилась в пределах одного пешего перехода от столицы ханства, установить на горе свой форпост и оттуда «воевать Казань».
О том, как приняли эту сумасшедшую идею воеводы, история умалчивает. Но доподлинно известно, что в конце мая 1551 года кремль по воде доставили, а уже через месяц (!) на Круглой горе стоял целый город, неприступные стены которого украшали восемнадцать башен. Крепость была столь грандиозна, что по величине превосходила даже Московский кремль.
Однако возведение города в самом сердце Казанского ханства начиналось не с фортификационных укреплений, а с Троицкой церкви. Ее собрали и освятили уже на второй день после прибытия кораблей. И, наверное, на это были какие-то особые причины.
Дело в том, что в тюркских легендах Круглая гора называлась совсем по-другому — Кара кирмен. Одно из значений слова «кирмен» — запретное место. «Кара» — черный. Черемисы, которые здесь обитали, были уверены, что под горой сотни лет спит злой дух Кереметь. А, когда он проснется, все пойдет прахом. Это место считалось у них проклятым, и ходить сюда запрещалось. Тех же, кто нарушал вековые запреты, карали жестоко. Казнили не только виновного, но и весь его род. Наверное, очень боялись духа разбудить.
Знал об этом Иван Грозный? Таких свидетельств нет. Но даже злые духи Кара кирмен не помешали царю завершить поход. 2 октября 1552 года Казань пала.
Тюрьма-шашлычная
Когда попадаешь на центральную площадь Свияжска, не сразу понимаешь, в каком веке ты очутился. На развалинах купеческих домов охотно позируют перед фотокамерой козы, на месте взорванных церквей высятся несколько деревянных крестов. Намеков на современность только два: новенький таксофон у дверей почты и запах шашлыка. Ни пивных киосков, ни рекламных билбордов. Тишина.
Единственная дань рыночным преобразованиям — кафе-шашлычная, которое открылипереселенцы-армяне. У кафе нет названия, но есть постоянные клиенты. Местные жители говорят, что шашлычная функционирует круглые сутки. Однако ходить в «ночной клуб» очень не советовали. Кафе часто упоминается, как в туристических путеводителях, так и в криминальных сводках. Видимо, сказывается дурная наследственность — пару столетий назад тут была тюремная изба.
— Здесь все так перемешано! — говорит отец Иоанн — Вон там еще недавно стоял памятник Ленину. А в этой церкви молился Иван Грозный. Видите гостиницу? Она находится у дороги, по которой везли в Сибирь декабристов. А вон торчит мачта высоковольтной линии. Из-за нее Свияжск не попал в список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Такой вот исторический ансамбль. Время будто остановилось.
Время остановилось, а мы двинулись дальше. Навстречу нам шла женщина, которая несла на плечах коромысло. В Свияжске на них до сих пор ведрами воду носят.
— Может, и правда остров заколдованный? Не зря же его черемисы не любили? — осторожно поинтересовался я, оглядываясь на женщину и одновременно стараясь не отстать от монаха.
— Что тут скажешь… Черемисы — воинственный народ. И, когда на горе соорудили крепость, все ожидали, что они выступят против русских. Но черемисы перешли на сторону царя. Почему? — отец Иоанн сделал короткую паузу. — Оказывается, еще задолго до появления свияжских церквей, они слышали здесь колокольный звон и видели старика, кропящего водой землю. Раз за разом черемисы посылали за ним всадников, но старик исчезал, а воины в страхе возвращались. Но самое интересное, когда сюда вместе с крепостью приплыла икона Сергия Радонежского, старейшины его узнали. Вот так.
Неожиданно монах остановился и что-то поднял с земли.
— Держите. Это железная пуговица от кафтана. Старинная. После дождей здесь чего только не встретишь. Дядя Гриша у себя в огороде сундук с золотыми монетами нашел и хотел их какому-то дантисту сдать. Чуть не посадили.
Бронепоезд товарища Троцкого
Говорят, что раньше колокольный звон спасал города от «моровых поветрий». Так в старину называли разного рода эпидемии. Но от «красной чумы» колокольный звон Свияжск не уберег.
Летом 1918 года революционная Москва была в шоке белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос быть или не быть власти большевиков стоял очень остро. И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Это не шутка. Он так и назывался: «Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина».
Первой жертвой «литературного поезда» в Свияжске стал настоятель Богородице-Успенского монастыря епископ Амвросий, которого зверски убили за отказ отдать хлебные запасы и церковные ценности. Буквально через два дня та же участь постигла священника Константина Долматова. Обвинение было абсурдным — ветхого старика казнили за то, что он якобы стрелял с колокольни Софийской церкви по красноармейцам из пулемета. Потом пришла очередь монашек из Предтеченского монастыря. Их расстреляли без всяких обвинений.
Но на этом «культурные мероприятия» в Свияжске не закончились. Поезд все же в какой-то степени оправдывал свое название. Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.
Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам, «местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу».
Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно.
Школа слепых
Утром мы отправились на берег. Отец Иоанн рассказывал, что после шторма можно найти множество редких вещей. Он их собирает для монастырского музея.
— Я очень хочу, чтобы вы нашли старинную монету. На счастье. Еще пару лет назад мальчишки здесь их банками собирали и продавали иностранцам. Трехлитровая банка — три доллара. Иностранцы знали, что вывезти не смогут, но все равно покупали. Не могли удержаться.
Хотя ближайшие несколько дней шторма не было, монетку мы нашли — потемневшую копейку 1985 года. Кроме нее нам попалось на глаза штук десять кованых гвоздей, несколько кусков керамики с древним орнаментом и две человеческих кости. Я уже слышал, что раньше кости и черепа монахи собирали по острову и предавали земле мешками, но не думал, что все настолько буквально.
— Тут ведь какая история. Троцкий дважды пытался взять Казань. И все неудачно. Тогда он, наверное, впервые после римских легионеров… — отец Иоанн на секунду задумался. — применил децимацию. На берег вывели красноармейцев и каждого десятого расстреляли. А с ними и командиров.
— За что их так?
— За поражения в боях. Троцкий никого не щадил — ни чужих, ни своих. А дальше Успенский монастырь превратили в тюремные казематы. Потом преобразовали Свияжск в филиал ГУЛАГА. И за все это время было уничтожено не менее пяти тысяч человек. А где хоронили? В Свияжске кладбищ нет.
— И долго это продолжалось?
— До смерти Сталина. В 1953 году тюрьму из монастыря убрали и сделали там психушку. Перевели сюда дом для умалишенных из Казани.
«Хорошее дело. — подумал я — Весь краткий курс истории советского периода Свияжска можно свести всего к четырем словам: революция, тюрьма, война, психушка.»
Впрочем, одной больницей для душевнобольных дело не ограничилось. Кроме нее в Свияжске открыли еще интернат для умственно отсталых детей и школу слепых. (Это на острове, который не сложно обойти и за полчаса). Когда случился экономический кризис, психушку и школу слепых из Свияжска эвакуировали. Но местных жителей, как ни странно, это не обрадовало. Раньше была хотькакая-то работа. А теперь?
Поклонение жертве
Колокольня Никольской церкви — самое высокое здание Свияжска. Сорок три метра. И вид отсюда потрясающий. Остров маленький. Все, как на ладони. Вон там Троицкая церковь, которая приплыла сюда на ладьях Ивана Грозного. Вон кафе-шашлычная. А вон дом купца Арбузова.
Поднимаясь по вертикальным лестницам под самую маковку храма, я случайно задел какую-то веревку и тут же замер от протяжного удара колокола. Печальный звук его проплыл над островом и затих. А ведь почти целый век Свияжск молчал.
Первый колокол вернулся в Успенский монастырь только десять лет назад. Вместе с монахами. За все время, прошедшее с тех пор, как в Свияжске установили памятник Иуде и разрушили семь храмов из двенадцати, это был для острова единственный хороший знак. И остров это понял. «Бога разрешили!» — шептала одна старушка другой в местном магазине. На эту сенсационную новость жители Свияжска откликнулись по-своему: собрали для монастырской братии тридцать пар калош. Грязи тут и впрямь хватает.
Однако столько калош монастырю не понадобилось. Сейчас здесь живет четыре монаха и шесть трудников. Примерно столько же человек пришло в Свияжск основывать монастырь и во времена Ивана Грозного, но тогда это считалось делом государственной важности и находилось под царским покровительством. Поэтому денег из казны не жалели, а для строительства храмов отрядили сюда Постника Яковлева Барму и его подручного Ивана Ширяя, которые до этого прославились возведением Собора Василия Блаженного.
Искусствоведы называют храмовый комплекс свияжского монастыря «белокаменным чудом», но на самом деле гораздо большее чудо в том, что Успенский собор и Никольская церковь просто уцелели. И ведь не только они. В Свияжске сохранились почти все храмы времен Ивана Грозного. А фрески лишь Успенского собора, датируемые шестнадцатым веком, занимают площадь в 1 800 кв. м. Кстати, на одной из них есть прижизненное изображение Ивана Грозного. Она называется «Поклонение жертве».
Вывод из всего этого напрашивается простой. Мастеровые Ивана Грозного на пустом месте за месяц сумели собрать целый город, а нашей партноменклатуре не хватило семидесяти лет, чтобы его разрушить.

Полный текст статьи и фотографии — на сайте «Российской газеты».