История монастырей Свияжска

История Свияжского Успенского монастыря
Богородице-Успенский монастырь был основан одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя Гурия в 1564 году архимандрит Герман стал вторым архиепископом Казанским.

Конный двор. Свияжск.

В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы.
В 1595 (1592?) году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

В XVI–XVIII века монастырь был главным миссионерским центром Казанской епархии, богатейшим и самым влиятельным в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его землях накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых. Свияжск был местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы. Есть сведения, что типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при св. Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.

В середине XVIII века Свияжску принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). В то же время при Успенском монастыре размещается знаменитая Новокрещенская Контора, формально закрытая в 1764 году.

По монастырской реформе 1764 года, возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).

В XIX веке Свияжск обеднел, а последствия секуляризации церковных земель 1764 года, от которой монастырь так и не оправился, привели к его упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигает 20–25 монахов и послушников. Доходы монастыря уже значительно уступают доходам многих других монастырей епархии.

Наиболее знаменитые настоятели Успенского монастыря до революции:
  • игумен Авраамий (Палицын) (1594–1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель;
  • архимандрит Димитрий (Сеченов) (1738–1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II;
  • архимандрит Платон (Любарский) (1787–1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед;
  • епископ Амвросий (Гудко) (1917–1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году, в 2000 году он был прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских, но место его захоронения не найдено.
Мощи святителя Германа — главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году (к настоящему времени уцелевшая их часть помещена в символическую раку), как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт и разграблен.

В разные годы в зданиях монастыря размещались: тюрьма ОГПУ-НКВД, входившая в состав Поволжского отделения ГУЛАГа; леспромхоз; колония для малолетних преступников; психиатрическая лечебница-колония закрытого типа для неизлечимо душевнобольных, выведенная с территории монастыря в 1994 году.

В 1987 году был образован Свияжский филиал (отдел) Государственного музея изобразительных искусств РТ. По мере восстановления монастырских комплексов, к 2006 году вся деятельность филиала сведена, в основном, к экскурсионному обслуживанию туристов двумя экскурсоводами.

В 1997 монастырь был официально возрождён. Указом Президента РТ М. Ш. Шаймиева Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был передан Казанской Епархии Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Первым наместником монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года.

С тех пор и до сего дня в монастыре неустанно ведутся восстановительные работы, а в восстановенных храмах совершаются богослужения.
История Иоанно-Предтеченского монастыря
Монастырь был основан в конце XVI века (точная дата неизвестна) и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Существовал, как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским.

После сильных пожаров 1753 и 1795 годов Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году самого древнего в Среднем Поволжье мужскогоТроице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.

С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. К началу XX века в ней числилось до 400 монахинь и послушниц — это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.

В 1919 году монастырь был закрыт. В советское время все храмы принадлежали Свияжскомуисторико-архитектурному музею-заповеднику.

С 14 августа 2004 года образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря.

В настоящее время Иоанно-Предтеченская женская община упразднена и обитель входит в комплекс Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Два храма из трех переданыУспенско-Богородицкому монастырю.

P. S. Подробнее об истории Иоанно-Предтеческого монастыря можно прочитать в работах Андрея Рощектаева «Свияжск» и «История Иоанно-Предтеченского монастыря».